Дворцовый парк
В развитии русского садово-паркового искусства XVIII век был периодом его высшего расцвета. В Петербурге и его окрестностях в первой половине столетия возникли Летний сад, Екатерингофский и Меншиковский сады. Верхний и Нижний сады в Петергофе, сады в Стрельне, Ораниенбауме, Дальних и Ближних Дубках, Старый и Новый сады в Царском Селе и другие. На протяжении ряда десятилетий их созданию уделялось исключительное внимание. В итоге постепенного формирования и совершенствования некоторые из этих парков стали подлинными шедеврами русского паркостроения.
Во второй половине XVIII столетия сады русского барокко с аллеями аккуратно подстриженных деревьев, с геометрически правильными, круглыми, многоугольными, а иногда и крайне сложными по конфигурации площадками, украшенными фонтанами, бассейнами, трельяжами, затейливыми павильонами и многочисленными беломраморными и позолоченными, свинцовыми и иногда резными деревянными статуями, — уступили место садам и паркам нового типа, подражающим естественной природе. Именно таким и стал сформировавшийся в 70-х годах XVIII века Гатчинский парк.
В основе стиля пейзажных парков было новое для своего времени отношение к природе, истоки которого лежали в поэзии и философии сентиментализма. Позднее, уже в XIX веке, оно получило свое углубленное выражение в творчестве поэтов, писателей и художников, научивших своих современников видеть, ценить и понимать красоту ничем не приукрашенной естественной природы. В 1760-х годах в России впервые выступили противники «регулярных», или «французских» садов, в защиту «аглинского манира садовничества»: Англия явилась родиной и школой пейзажного стиля в парковом строительстве.