// //

Остров любви и павильон Венеры.

   С берега Пихтового острова открывается широкая водная панорама Белого озера и замыкающий перспективу Остров любви.

   На оконечности Острова любви, имеющего очертания, близкие в плане к треугольнику, возвышается небольшой деревянный павильон, известный под названием Храма любви, или Павильона Венеры.

   Участок парка, где расположен Павильон Венеры, стал островом после того, как в 1791 году были искусственно прорыты отделившие его от суши каналы.

   В 1790-х годах павильон называли Трельяжем. Идентичность Павильона Венеры и Трельяжа оставалась неясной историкам Гатчины. Это послужило препятствием для его точной датировки. Трельяжем павильон называли и в камерфурьерских журналах, где имеются записи о прогулках Павла I по парку.137

   Постройка Павильона Венеры (или Трельяжа) датируется 1792—1793 годами, а разработка проекта — концом 1791 года.138

   Сама идея сооружения этого павильона и перепланировки окружающей его территории возникла, очевидно, в конце 1780-х годов, после второй поездки Павла Петровича за границу. Подробности визита в Шантильи описала одна из его спутниц. Она упомянула об осмотре там великокняжеской четой Острова любви — «настоящего острова Ватто». При разработке проекта Павильона Венеры в Гатчине были использованы изображения павильона в Шантильи.139

   Главный фасад павильона декорирован портиком с четырьмя ионическими колоннами. В тимпане фронтона помещены рельефные изображения атрибутов богини любви — колчан со стрелами и пылающий факел. Колонны украшают и противоположный фасад, обращенный к озеру. Здесь прямо в воду спускалась лестница, позволявшая приставать к павильону на лодках.

   Светло-зеленая окраска павильона гармонирует с характером обработки фасада, обшитого по горизонтали и в диагональном направлении дранью, чем имитировалась конструкция трельяжей. Арочное обрамление высоких дверей-окон (porte-fe-netre) на боковых фасадах павильона усиливало его сходство с трельяжной беседкой. Все детали фасадов прорисованы и выполнены исключитель­но тонко и изящно: их пропорции и соотношения хорошо найдены.

   Внутри Павильона Венеры — большой зал, представляющий в плане прямоугольник со срезанными углами. В поверхность стен вставлены зеркала, обрамленные резными из дерева гирляндами цветов. Над зеркалами помещены живописные панно с изображениями цветов, пылающих сердец и колчанов со стрелами. Простенки, по сторонам зеркал, заполняли прекрасные орнаментальные композиции, имитирующие лепку, написанные в технике гризайль на желто-золотистом фоне. Тем же способом, но только по голубому фону, были исполнены панно над дверями зала.

   Роспись падуг служила обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры». Плафон написал в 1797  году известный  художник-декоратор Я. Меттенлейтер.

   В 1887 году в павильон из Большого дворца была перенесена часть великолепного наборного паркета, выполненного по рисунку Ринальди, в виде больших кругов и гирлянд из дубовых листьев.

   Четыре мраморных фонтана, находившиеся против застекленных дверей, отражавшиеся в зеркалах стен, обогащали интерьер зала.140

   В годы Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал, фашистские захватчики повредили паркет, росписи стен и живописный плафон. Стены и колонны павильона были пробиты в нескольких местах осколками артиллерийских снарядов.

   В настоящее время павильон реставрирован и открыт для осмотра.141

   Павильон Венеры — одно из тех парковых сооружений, без которых нельзя представить себе панораму Белого озера. Он виден с Длинного острова, с Большой террасы, с дороги, проходящей по берегам озера. Уходящая вдаль широкая гладь озера, окаймленная зеленой рамой парка, и лаконичный по формам и совершенный по пропорциям павильон запоминаются надолго, навсегда.

   Одновременно с постройкой Павильона Венеры велись работы по планировке территории острова. В 1793 году здесь посадили липы. На северо-западном берегу острова в 1792—1793 годах были сооружены из пудостского камня две террасы, или «балконы».142

   На острове возник миниатюрный регулярный сад с подстриженными аллеями и мраморными статуями. Он получил название сада на Острове любви. До нашего времени сохранились ряды старых лип по берегам канала. Пешеходные железные мостики над каналом появились во второй половине XIX века.

Yutex - Платный хостинг PHP.

Яндекс.Погода

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru