Остров любви и павильон Венеры.
С берега Пихтового острова открывается широкая водная панорама Белого озера и замыкающий перспективу Остров любви.
На оконечности Острова любви, имеющего очертания, близкие в плане к треугольнику, возвышается небольшой деревянный павильон, известный под названием Храма любви, или Павильона Венеры.
Участок парка, где расположен Павильон Венеры, стал островом после того, как в 1791 году были искусственно прорыты отделившие его от суши каналы.
В 1790-х годах павильон называли Трельяжем. Идентичность Павильона Венеры и Трельяжа оставалась неясной историкам Гатчины. Это послужило препятствием для его точной датировки. Трельяжем павильон называли и в камерфурьерских журналах, где имеются записи о прогулках Павла I по парку.137
Постройка Павильона Венеры (или Трельяжа) датируется 1792—1793 годами, а разработка проекта — концом 1791 года.138
Сама идея сооружения этого павильона и перепланировки окружающей его территории возникла, очевидно, в конце 1780-х годов, после второй поездки Павла Петровича за границу. Подробности визита в Шантильи описала одна из его спутниц. Она упомянула об осмотре там великокняжеской четой Острова любви — «настоящего острова Ватто». При разработке проекта Павильона Венеры в Гатчине были использованы изображения павильона в Шантильи.139
Главный фасад павильона декорирован портиком с четырьмя ионическими колоннами. В тимпане фронтона помещены рельефные изображения атрибутов богини любви — колчан со стрелами и пылающий факел. Колонны украшают и противоположный фасад, обращенный к озеру. Здесь прямо в воду спускалась лестница, позволявшая приставать к павильону на лодках.
Светло-зеленая окраска павильона гармонирует с характером обработки фасада, обшитого по горизонтали и в диагональном направлении дранью, чем имитировалась конструкция трельяжей. Арочное обрамление высоких дверей-окон (porte-fe-netre) на боковых фасадах павильона усиливало его сходство с трельяжной беседкой. Все детали фасадов прорисованы и выполнены исключительно тонко и изящно: их пропорции и соотношения хорошо найдены.
Внутри Павильона Венеры — большой зал, представляющий в плане прямоугольник со срезанными углами. В поверхность стен вставлены зеркала, обрамленные резными из дерева гирляндами цветов. Над зеркалами помещены живописные панно с изображениями цветов, пылающих сердец и колчанов со стрелами. Простенки, по сторонам зеркал, заполняли прекрасные орнаментальные композиции, имитирующие лепку, написанные в технике гризайль на желто-золотистом фоне. Тем же способом, но только по голубому фону, были исполнены панно над дверями зала.
Роспись падуг служила обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры». Плафон написал в 1797 году известный художник-декоратор Я. Меттенлейтер.
В 1887 году в павильон из Большого дворца была перенесена часть великолепного наборного паркета, выполненного по рисунку Ринальди, в виде больших кругов и гирлянд из дубовых листьев.
Четыре мраморных фонтана, находившиеся против застекленных дверей, отражавшиеся в зеркалах стен, обогащали интерьер зала.140
В годы Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал, фашистские захватчики повредили паркет, росписи стен и живописный плафон. Стены и колонны павильона были пробиты в нескольких местах осколками артиллерийских снарядов.
В настоящее время павильон реставрирован и открыт для осмотра.141
Павильон Венеры — одно из тех парковых сооружений, без которых нельзя представить себе панораму Белого озера. Он виден с Длинного острова, с Большой террасы, с дороги, проходящей по берегам озера. Уходящая вдаль широкая гладь озера, окаймленная зеленой рамой парка, и лаконичный по формам и совершенный по пропорциям павильон запоминаются надолго, навсегда.
Одновременно с постройкой Павильона Венеры велись работы по планировке территории острова. В 1793 году здесь посадили липы. На северо-западном берегу острова в 1792—1793 годах были сооружены из пудостского камня две террасы, или «балконы».142
На острове возник миниатюрный регулярный сад с подстриженными аллеями и мраморными статуями. Он получил название сада на Острове любви. До нашего времени сохранились ряды старых лип по берегам канала. Пешеходные железные мостики над каналом появились во второй половине XIX века.