Предисловие
Дворцы и парки пригородов Ленинграда — драгоценные памятники русской художественной культуры XVIII—XIX столетий. Можно говорить о них как о наиболее выдающихся образцах дворцово-паркового строительства в России.
По меткому слову К. Г. Паустовского, в парках ленинградских пригородов мы с предельной ясностью ощущаем «великолепие этих мест, созданных трудом и талантом человека, совершенство заранее обдуманных насаждений. Здесь все, вплоть до цвета коры, мощности стволов и водных зеркал, удваивавших торжественный пейзаж, действовало с гармонической силой и вызывало душевный подъем — наилучшее, как говорил Пушкин, расположение для восприятия впечатлений и для передачи их окружающим, — иначе говоря, вызывало то вдохновенное состояние, которому мы обязаны появлением великих произведений искусства».1
Бесчисленны те аспекты, в которых предстают перед нами дворцы, парковые павильоны и сами парки в пору ранней весны, в зените северного лета, во время листопада и глухой осени, с ее дождями и туманами, в дни, когда парки погружены в зимний сон и когда луга, лужайки, ясные зеркала прудов и озер укрыты белоснежной пеленою.