Предисловие
Мы не только постигаем красоту парковых пейзажей, в ее тончайших нюансах, но и по заслугам оцениваем творчество мастеров пейзажного парко строения, подаривших нам такие жемчужины, как парки ленинградских пригородов.
Несколько поколений паркостроителей и зодчих, используя свои знания и творческий опыт, трудились над совершенствованием облика парков. Менялись художественные вкусы, на территории парков воздвигались новые дворцовые здания и павильоны, но не изменявшая художникам творческая интуиция способствовала сохранению гармонического единства и целостности дворцово-парковых ансамблей.
Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск и Гатчина не повторяют друг друга — они глубоко своеобразны. Каждому из них присущи индивидуальные черты, своя художественная специфика.
Верхний и Нижний сады Петродворца с их знаменитыми фонтанами и сооружениями петровского времени и середины XVIII века — характернейший памятник русского барокко. Композиционным ядром ансамбля остается и поныне грандиозный дворец, сооруженный Растрелли, и Большой каскад с его богатейшей скульптурной декорацией.
Иной характер носят дворцы и парки Пушкина. В своей старейшей части они также принадлежат первой половине XVIII столетия. Но в дальнейшем старые регулярные сады получили новый облик, слились с вновь созданными пейзажными парками и включили целый ряд сооружений, возведенных в формах уже не барокко, а классицизма.
В отличие от Петродворца и Пушкина ансамбли Павловска и Гатчины полностью принадлежат периоду господства в русской архитектуре классицизма и сопутствовавшего ему в парковом искусстве пейзажного стиля.
Однако, несмотря на стилистическое тождество, ансамбли Павловска и Гатчины по характеру композиции парковых ландшафтов значительно различаются между собою. В Павловском парке великолепно использованы живописные пейзажи долины реки Славянки. В Гатчине в восприятии парковых ландшафтов доминирующую роль играют открытые водные пространства озер, соединенных между собою протоками. Кроме того, Гатчине чужд идиллический характер пейзажей Павловского парка и ансамбля в целом.
Своеобразие Гатчинского дворцово-паркового ансамбля очень тонко и верно охарактеризовал в одной из своих статей А. В. Луначарский: «Архитектура Гатчинского дворца, — писал он, — была бы строгой и даже сумрачной, как-то своеобразно напоминая и суровые дворцы Италии (типа Питти) и угрюмые замки северных дворцов-крепостей, если бы ему не придавал совершенно своеобразную прелесть изумительный материал, использованный Ринальди, найденный тут же неподалеку от Гатчины, — пудостский камень...»
Самое прекрасное в пудостском камне — его цвет, светло-серый, почти цвет туманного неба. На фоне этого северного неба замок кажется воздушным, почти призрачным, необыкновенно легким. Суровое и строгое здание, превратившееся в свою собственную фантасмагорию, в свой мираж, исполнено непередаваемого очарования, оно кажется воспоминанием о себе самом, оно окружено задумчивостью прошлого. И в необыкновенной гармонии с этим замечательным зданием находится Гатчинский парк».2
Первые попытки изучения дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда и в их числе Гатчины, как одного из шедевров русского искусства, были предприняты только в начале нашего столетия.
В трудах искусствоведов этого времени была, по существу, заново показана их непреходящая ценность. Вышли в свет исследования, посвященные паркам, дворцам и художественным собраниям таких пригородов, как Царское Село, Петергоф, Павловск и Ораниенбаум.
Гатчинский дворец на протяжении десятилетий был обитаемым, и его двери лишь в исключительных случаях открывались для историков искусства. В начале текущего столетия он стал доступным для исследователей. В 1914—1915 годах о Гатчине были опубликованы очерки Н. Е. Лансере, С. Н. Казнакова, П. П. Вейнера и ряда других авторов. Заслуги этих пионеров изучения дворцово-паркового ансамбля Гатчины нельзя переоценить. В их работах впервые была дана убедительная и верная оценка художественных достоинств дворца и Парков. Им удалось показать огромную художественную значимость ансамбля в целом и в особенности дворца с его великолепным собранием предметов внутреннего убранства — произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства.
После Великой Октябрьской социалистической революции в бывших императорских резиденциях были созданы художественные и историко-бытовые музеи. Наряду с просветительно-экскурсионной работой, приобретавшей с годами все больший размах, перед коллективами сотрудников дворцов-музеев открылись широкие возможности углубленного изучения сосредоточенных во дворцах художественных сокровищ.
Наиболее планомерно вели эту работу сотрудники Гатчинского дворца-музея, публиковавшие на протяжении ряда лет, вплоть до Великой Отечественной войны, исследования по отдельным вопросам истории ансамбля.
Уже в 1921 году вышел в свет первый путеводитель по Гатчинскому парку, написанный В. К. Макаровым. В дальнейшем музеем был издан ряд путеводителей по дворцу и парку.
Накапливались исторические материалы, тщательно изучались ранее не известные архивные документы, многие вопросы, остававшиеся неясными, получали в свете добытых данных новое освещение.
Однако попыток обобщения материалов исследований и создания на их основе монографии о Гатчинском дворцово-парковом ансамбле в предвоенные годы не предпринималось.
Вторжение немецко-фашистских захватчиков на нашу родину прервало эту работу.
В 1941—1944 годах Гатчина была оккупирована немецкими войсками; многие парковые сооружения, и прежде всего Большой дворец, были разрушены.
В настоящее время восстановление Гатчинского ансамбля далеко еще от своего завершения.
План дворцово-паркового ансамбля Гатчины
А - ДВОРЦОВЫЙ ПАРК
Б - СИЛЬВИЯ
В - ЗВЕРИНЕЦ
Г - ПРИОРАТСКИЙ ПАРК
1. Большой дворец. Главный корпус
2. Большой дворец. Кухонный корпус
3. Большой дворец. Арсенальный корпус
4. Памятник Павлу I.
5. Екатеринвердерская башня
6. Верхний и Нижний Голландские сады
7. Собственный сад.
8. Смоленские ворота.
9. Площадь Коннетабля с Обелиском
10. Карпин пруд.
11. Трехарочный мост на Большой дороге (Карпичный).
12. Терраса на проспекте 25-го Октября.
13. Адмиралтейский мост.
14. Восьмигранный колодец.
15. Эхо.
16. Серебряное озеро
17. Плоский мост ( не сохранился )
18. Большая терраса на Длинном острове.
19. Район Турецкой беседки
20. Лесная оранжерея
21. Чесменский обелиск.
22. Амфитеатр.
23. Колонна Орла.
24. Темпль.
25. Горбатый мост.
26. Сильвийские ворота.
27. Памятник героям-комсомольцам, погибшим в 1942 г.
28. Ферма.
29. Птичник.
30. Каскад.
31. Малый каменный мост на Круговой дороге (не сохранился)
32. Большой каменный мост на Круговой дороге (не сохранился)
33. Большие железные ворота.
34. Пихтовый остров.
35. Павильон Венеры.
36. Березовый домик и «Маска».
37. Березовые ворота.
38. Водный лабиринт.
39. Ботанический сад.
40. Адмиралтейство( не сохранилось ) и гавань.
41. Адмиралтейские ворота
42. Карпин мост
43. Приоратский дворец.