Собственный сад.
К югу от дворца, в непосредственной близости от него, расположены Собственный сад, Нижний и Верхний Голландские сады. Три регулярных сада на территории между дворцом и Порховской дорогой были созданы в 1794—1795 годах.97
Между Большой дорогой (ныне проспектом 25-го Октября) и Серебряным озером, на месте глубокого рва был выкопан широкий прямой канал, .заканчивавшийся. шестиугольным бассейном. Этот бассейн получил название Карпина пруда.98Грунт, вынимавшийся при земляных работах, использовался для подсыпки и выравнивания террас, на которых затем разбивались «голландские» сады.
Карпин пруд с каналом отделяет Верхний и Нижний регулярные «голландские» сады от Дворцового парка.
Береговая полоса этих садов очень эффектно обработана уступами с проложенными по ним дорожками.
Небольшой по размерам Нижний сад был распланирован по образцу голландских садов с их яркими цветочными партерами, обрамленными низко подстриженным кустарником. На сохранившемся плане, датированном 1816 годом, он назван «Цветником». Сад украшали три мраморные статуи, привезенные из Италии, — копия с «Амазонки» Поликлета, «Молодой сатир» и «Марс». В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени, и его характер изменился. В настоящее время ведутся работы по восстановлению сада в его первоначальном виде.
Нижний сад с Верхним соединяла каменная лестница, три марша которой расходились в разных направлениях. Средний из них был расположен по оси центральной аллеи, два других вели на аллею, огибавшую Верхний сад по его границе. На пересечении аллей были разбиты круглые площадки. На одной из них, в центре сада, стояла статуя Афины итальянской работы XVIII века. Центральная поперечная аллея Верхнего сада заканчивалась широкой каменной лестницей, спускавшейся по уступам к полукруглой гавани на канале Карпина пруда.
Собственный сад примыкает к Арсенальному каре и Часовой башне дворца.
Близость этого сада ко дворцу и характер его композиции заставляют вспомнить слова Болотова, советовавшего «симметрически убирать и располагать только самую малую и такую часть сада, которая более на виду: например, лежащую перед окнами дома и к оному прикосновенную, и под оную не более занимать места, как сколько равно-та местоположения дозволит».99
В Собственный сад выходили окна личных комнат Павла I, расположенных в первом этаже дворца. В 1794 году между Часовой башней и выступом бокового крыла дворца была сооружена терраса, перед ней поставлены два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня. Две лестницы вели с террасы в сад.
Угловая часть Собственного сада, обращенная к Карпину пруду, обработана в виде балкона, укрепленного высокой подпорной стеной и огражденного балюстрадой из пудостского камня. Отсюда открывается прекрасный вид на парк.
Создание Собственного сада закончилось в 1797 году. Здесь можно было видеть все затеи регулярных садов — деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, увитые зеленью трельяжи. Убранство сада дополняла скульптура — вазы, гермы, статуи и бюсты итальянской работы.
Круглую площадку, в центре которой сходятся радиальные аллеи сада, украшала фигура Флоры работы каррарского мастера XVIII века Фабио Медико. Вокруг нее были размещены изваянные из мрамора восемь колоссальных герм, изображавших сатиресс, и два бюста римских полководцев. На площадке перед дворцовой террасой находились две мраморные вазы и гермы Сатир и Вакханка, а на балконе сада, на высоком пьедестале, мраморная копия головы Геры. В послевоенные годы сильно пострадавший Собственный сад был восстановлен, а сохранившаяся мраморная скульптура поставлена на прежние места.