Большая терраса на длинном острове.
Белое озеро разделяется на две неравные части Длинным островом. Так называют цепь полуостровов и островов, начинающуюся у южной границы Дворцового парка.
Ближайший к ней полуостров образовался после того, как был вырыт Карпин пруд. Со следующим, узким и длинным полуостровом, отделяющим Белое озеро от Серебряного, его соединял каменный мост над нешироким протоком со шлюзом и каскадом, изливавшимся из Карпина пруда в Белое озеро. Мост этот, называвшийся Карпиным, был взорван фашистами.
Два пути вели от дворца на Длинный остров и расположенную на нем Большую террасу, которую справедливо считают лучшим украшением парка. Один — по склону пологого холма к Серебряному озеру и плоскому мосту через него. Но великолепного трехарочного Плоского моста сейчас нет, он разрушен фашистскими захватчиками. Другой, доступный и сейчас, путь — по перешейку между Карпиным прудом и Серебряным озером, а затем по гребню Длинного острова к Большой террасе.
Большая терраса на Длинном острове — сооружение, играющее едва ли не главную роль в композиции Дворцового парка. Это становится особенно ясным при взгляде на план парка. Терраса расположена почти на оси главного корпуса дворца. Место для нее было выбрано исключительно удачно. С террасы открывается широкая перспектива водной глади Белого озера с подступающим со всех сторон парком.
Возводилась терраса по проекту Бренны в 1792—1795 годах. Основные работы по ее постройке закончились к зиме 1792 года, но «чистая отделка» затянулась еще на три года.
Терраса служила пристанью при прогулках по озеру. Это — одно из монументальных сооружений на территории гатчинских парков, ее протяженность — около 51 метра.112 Обращенные к озеру стены поднимаются прямо из воды. Они сложены из парицкой плиты и облицованы массивными блоками пудостского камня. Вся средняя часть террасы сильно выдвинута вперед. Углы выступающих частей обработаны пилонами с рядами массивных каменных квадров. Гладь стены ритмично членится лопатками, повторяющими мотив пилонов.
Две лестницы по сторонам терррасы со ступенями из черницкого камня служат для спуска к озеру. Квадратные, аршинные плиты из того же камня были уложены «по за балюстраду на земле», то есть — вдоль ограждающей террасу балюстрады — со стороны суши. Позднее эти плиты сняли.
Террасу украшали четыре мраморные фигуры на пьедесталах — «Живопись», «Скульптура», «Архитектура» и «Поэзия». На тумбах балюстрады были поставлены восемнадцать ваз, вытесанных из пудостского камня.
На террасу со стороны острова ведут три ряда ступеней. Вход на террасу преграждают скульптуры двух лежащих львов. В документах о постройке террасы нет упоминаний о них. Эти фигуры, очевидно, были перенесены сюда от дворца или со старой мызы Г. Г. Орлова.113
В XIX веке летом на террасу выносились декоративные растения в кадках и цветы, что нарушало строгость ее архитектурного образа.
Терраса с широкими лестницами, спускающимися к воде, особенно эффектна со стороны озера. Красивы фактура и цвет облицовочных блоков пудостского камня. Сильный вынос рустов и карниза создает интенсивную игру света и тени на поверхности стен. На противоположном берегу Белого озера есть место, откуда терраса зрительно воспринимается как подножие дворца.
Терраса и дворец образуют как бы единое целое. Этот эффект, очевидно, входил в замысел зодчего: с его учетом было выбрано место для постройки террасы и определены ее размеры.
В годы войны каменная балюстрада террасы была разбита, повреждены скульптуры львов. Из четырех статуй террасы две — «Живопись» и «Архитектура» — были сброшены с пьедесталов, а две другие — «Скульптура» и «Поэзия» — исчезли. Их обнаружили аквалангисты на дне Белого озера в 1971 году.114 Были извлечены со дна озера и части балюстрады, ограждавшей террасу, а также несколько ваз.