Амфитеатр.
В Дворцовом парке, приблизительно на половине расстояния между зданием дворца и Сильвией, близ Лесной оранжереи расположено своеобразное парковое сооружение — земляной Амфитеатр, построенный по проекту П. А. Львова. В русском паркостроительстве XVIII века он не имеет аналогий.
Своеобразие замысла становится особенно ясным при сопоставлении Амфитеатра в гатчинском Дворцовом парке с Амфитеатром в Павловском парке, задуманным и осуществленным Бренной.
Амфитеатр в Павловске — высокий земляной холм с полукруглой каменной скамьей на его вершине. Отсюда открывается великолепный вид на парк и долину реки Славянки.
Амфитеатр в Гатчине расположен на ровном месте, в глубине парка. Это — арена, окруженная высоким земляным валом. Характерное для XVIII века увлечение античным искусством подсказало идею создания в парке подобия древнеримских амфитеатров, предназначавшихся для боя гладиаторов.
Амфитеатр построен одновременно с Приоратским дворцом. В сохранившемся письме Львова к П. X. Обольянинову, управляющему Гатчиной в 1797—1801 годах, амфитеатр назван Крепостным строением и Земляною крепостью.108
Круглый в плане, он имеет в диаметре около 65 метров. Высота земляного вала — более 3,5 метра. Вал прорезают проезды и проходы на арену, расположенные по двум взаимно перпендикулярным осям. Торцовые части земляного вала укреплены со стороны проездов подпорными стенами из блоков тесаного пудостского камня. Для подъема на верхние места амфитеатра сделано восемь узких и крутых лестниц со ступенями из черницкого камня. Места для зрителей — дерновые скамьи — спускались к арене уступами.109
Постройка амфитеатра осталась не вполне законченной. По проекту, известному по копии с него в атласе чертежей гатчинских сооружений, исполненному в 1798 году, а также по описаниям земляной вал предполагалось обложить по верху дерном и засадить густым «липовым шпалерцем», а в просветах шпалер — установить статуи на пьедесталах из пудостского камня, украсить лестницы восемью золочеными вазами, а усыпанную песком арену — плоскими чашами-курильницами.
Пьедесталы для статуй и ныне стоят на четырех площадках-террасах, встроенных в земляной вал амфитеатра. Сохранились и вделанные в стены двух проездов металлические пятники, на которые были навешаны кованые железные ворота с вызолоченными копьями и вензелями Павла I.
По мысли Н. А. Львова, арена амфитеатра предназначалась для «каруселей» — красивых, театрализованных зрелищ, участники которых верхом на своих конях должны были проделать ряд сложных упражнений.110 В 1847—1849 годах обветшавший амфитеатр был восстановлен. Со временем его дерновые скамьи осыпались, а на валу, окружающем арену, выросли деревья. Это интереснейшее сооружение ждет реставраторов.