Турецкая беседка и Чесменский обелиск.
Композиция пейзажного парка, свободно раскинувшегося на обширной территории, допускает целый ряд возможных вариантов осмотра. В Гатчине обычно его начинали с объектов, ближайших ко дворцу — района Турецкой беседки и Чесменского обелиска.
Еще в начале 1920-х годов несколько в стороне от дороги, начинающейся у Кухонного каре и идущей к Лесной оранжерее, стоял овальный зеленый трельяж — Турецкая беседка.
На ее месте при Павле Петровиче находился деревянный ярко раскрашенный шатер, увенчанный флагштоком с Андреевским флагом. В 1797 году шатер был расписан внутри знаменитым мастером-декоратором Пьетро Гонзаго.В дальнейшем пришедшая в ветхость Турецкая беседка была разобрана. Следы первоначальной планировки района Турецкой беседки сохранились, и мысль о ее восстановлении возникала неоднократно.
От беседки, стоявшей на возвышенной площадке, по широкому склону шла к Белому озеру просека, открывавшая вид на Длинный остров и расположенный за ним Павильон Венеры.
К северу от просеки, на берегу Белого озера, на оконечности небольшого мыса высится стройный обелиск. Он поставлен не позднее середины 1770-х годов Г. Г. Орловым в честь его брата А. Г. Орлова. Это памятник герою победы при Чесме.
Назначенный главнокомандующим флота, посланного против Турции, А. Г. Орлов 24 июня 1770 года нанес поражение турецкому флоту в Хиосском проливе, а через два дня турецкая эскадра была истреблена в Чесменской бухте. За эту победу Орлов получил титул Чесменского.
Обелиск хорошо виден с Длинного острова и дорожек, идущих по берегу Белого озера. Три ступени из красного гранита ведут на квадратную площадку стилобата. Невысокий постамент из розового мелкозернистого гранита служит основанием для пьедестала обелиска. Нижняя часть пьедестала и венчающий его карниз выполнены вз темно-серого с прожилками сибирского мрамора, средняя часть — из сероватого рускольского мрамора. Обелиск вытесан из бледно-розового, а плинт и профилированное основание его — из красного тивдийского мрамора. Применение мрамора разнрго цвета и оттенков придало сооружению легкость и изящество. Пропорции пьедестала и обелиска тонко прочувствованы, а его силуэт превосходно найден.103
Приемы использования строителем обелиска разноцветных мраморов и их красочная гамма имеют аналогию в таких сооружениях, как Мраморный дворец. Орловские ворота в Пушкине и Кагульский обелиск там же. Мраморы Чесменского обелиска близки по расцветке к мраморам пилястр на фасадах Мраморного дворца. Несмотря на утрату подлинного проекта и отсутствие документальных подтверждений, нет сомнений в том, что автором проекта обелиска был Ринальди — строитель Гатчинского и Мраморного дворцов.