Восьмигранный колодец.
Недалеко от Карпина пруда, у Серебряного озера, расположен так называемый Восьмигранный колодец. Бьющий здесь из земли родник еще в семидесятых годах XVIII века был взят в гранитную оправу. Барочная форма и изысканные профиля вытесанного из гранита («дикого камня») обрамления этого небольшого бассейна заставляют предполагать авторство Ринальди, в искусстве которого тяготение к классике гармонично сочеталось с любовью к живописным формам барокко.100 Излишки воды из бассейна стекали в малый колодец, у Серебряного озера. Из него брали ключевую воду для питья.
Сравнительно небольшой по размерам, бассейн не играет роли в парковом пейзаже, но привлекает внимание оригинальностью замысла, затейливостью форм. От него по берегу Серебряного озера была проложена дорожка к гроту «Эхо».
Грот «Эхо» расположен на склоне небольшого холма, полого спускающегося от дворца к Серебряному озеру.
Грот, как декоративное сооружение, был обязательной принадлежностью усадебных парков XVIII столетия.
Но в Гатчине он не был только украшением: здесь, в его глубине, был выход из подземного тоннеля, идущего от дворца к озеру.
В сохранившихся материалах, относящихся ко времени Павла, грот упоминается как существующее сооружение. Нет каких-либо указаний на то, что он строился в годы, когда Гатчина принадлежала Павлу. Таким образом, можно утверждать с уверенностью, что грот и подземный ход были сооружены одновременно с дворцом и, очевидно, Ринальди.
Легенда связывает сооружение подземного хода — дополнительного выхода из дворца — со стремлением Григория Орлова обезопасить себя: в случае острой необходимости можно было покинуть дворец никем не замеченным. Неправдоподобность подобного предположения представляется нам совершенно очевидной.
Арка грота «Эхо» сложена из массивных глыб грубо отесанного камня. Пол выстлан лещадною плитою. Свое название грот получил от ясно слышимых отголосков, возникавших в глубине галереи подземного хода.
Академик Н. Я. Озерецковский, посетивший Гатчину в 1810-х годах, писал: «Сказывают, что сей подземельный ход сделан еще князем Орловым, может быть для того только, чтоб в нем слышать отголоски (эхо), которые повторяются там до четырех слогов, когда от железной решетки, перед озером стоящей, человеческий голос раздаваться будет в подземелье, и стоящие ко дворцу железные ворота будут затворены, ибо как скоро их отворят, то эхо больше не отвечает».101
В парках XVIII века сооружения, рождавшие эхо, ценились и даже намеренно возводились для развлечения посетителей. Болотов подробно описывал павильон такого рода и давал ряд практических советов садовым мастерам по возведению «эхонических зданий». По его словам, построенный им самим павильон «имел отменное и столь хорошее эхо, что все не могли им довольно налюбоваться».102