Павильон орла.
После Горбатого моста дорога идет вдоль берега неширокого острова, в центре которого на фоне раскидистых берез и елей высится круглый храм — ротонда.
Он известен как Павильон Орла. Согласно сложившейся в Гатчине и часто повторявшейся легенде, Павел стрелял отсюда в летящего орла.
В конце XVIII — начале XIX века павильон называли Тамплем, или Темпелем (от Temple — храм). Автором проекта павильона предположительно считается Бренна.
Наиболее раннее из упоминаний о павильоне как уже существующем сооружении относится к 1792 году. Пять пар тосканских колонн поставлены по полукругу на высоких постаментах. Им отвечает полуциркульная глухая стена. Полукупол над нею украшен кессонами с лепными розетами и раковиной.
Несмотря на небольшие размеры, павильон воспринимается как монументальное парковое сооружение. Этому впечатлению способствует то, что он поднят над уровнем земли и стоит на круглой площадке — стилобате из тесаного камня, куда ведут три лестницы, из трех ступеней каждая.
Колонны вытесаны из серого с белыми прожилками мрамора. Профиля венчающего колоннаду антаблемента переходят на глухую полуциркульную стену павильона. Внутреннюю поверхность стены украшает лепной фриз из ветвей аканта и пальметок. Колоннада увенчивалась высеченным из белого мрамора одноглавым орлом, поддерживающим щит с вензелем императора Павла I. В нишах, в стене павильона, должны были стоять статуи.116
Пейзаж с Колонной Орла и Темплем написан в 1798 году художником Семеном Щедриным, создавшим сюиту полотен маслом и гуашей, посвященных Гатчине и ее паркам.
Во время Отечественной войны павильон значительно пострадал в результате взрыва близ него фугасной бомбы. Две колонны были сброшены в озеро, обрушилась значительная часть купола и антаблемента.
Павильон восстановлен в прежних формах в 1969—1970 годах.
Из павильона открывается вид на широкую просеку в парке и стоящую в ее глубине Колонну Орла.
Очень красиво и эффектно павильон рисуется на фоне деревьев, с берегов Белого озера и от Колонны Орла — так изобразил его на одной из своих гравюр Андрей Ушин.