// //

Нижний этаж главного корпуса

   Отдельная группа дворцовых помещений, непосредственно не связанная с Арсенальным и Кухонным каре, расположена в нижнем этаже главного корпуса дворца. Здесь нахдились апартаменты Павла I.

   Первоначальная, ринальдиевская отделка этих комнат не сохранилась. Тяжелые прямые сандри-ки над дверными проемами, профилировка, карнизов, роспись потолков, рисунок полотнищ дверей — все это говорило о переделках, осуществленных Бренной в 1790-х годах и, возможно, Воронихиным в 1810-х. По своей художественной значимости комнаты Павла I уступали помещениям бельэтажа, но представляли значительный историко-бытовой интерес.

   На протяжении XIX века они поддерживались в том виде, какой имели осенью 1800 года, когда Павел был во дворце последний раз.75 Аналогичных комплексов помещений, хранивших в своих стенах подлинное убранство XVIII века со всеми бытовыми предметами, не было ни в одном из дворцов-музеев в пригородах Ленинграда.

   Простая темная дубовая дверь вела из сеней в комнату, носившую название Кавалергардской, — здесь несли дежурство кавалергарды. На стенах Кавалергардской висели три большие аллегорические картины работы итальянских мастеров в потускневших золоченых рамах, тканный по оригиналу Пьетро Ротари портрет Григория Орлова и портреты фельдмаршала С. Ф. Апраксина и его жены. По стенам стояли дубовые стулья с сиденьями, обитыми кожей. Два раскладных стола красного дерева, фонарь и узкое зеркало в простенке дополняли скромное убранство.

   Рядом с Кавалергардской находилась так называемая Нижняя Тронная Павла I. Здесь стоял резной вызолоченный трон под балдахином, а за ним висел огромный портрет Петра I на коне. Его написал Франсуа Жувене в бытность Петра в Пари­же в 1717 году.76 Стены украшали портреты А. Д. Меншикова и Б. X. Миниха и гипсовый бюст короля Франции Генриха IV.

   На столе против трона стоял обелиск из слоновой кости, с надписью, прославлявшей Павла за борьбу с революционной Францией. Изумительная по мастерству исполнения и изяществу рисунка бронзовая люстра, с полным основанием приписывавшаяся знаменитому французскому бронзовщику Гутьеру, резные золоченые подстолья и гобеленовая драпировка на двери дополняли убранство Тронной. Дальше следовали Комната дежурного офицера и Знаменная. В этих комнатах, как и в предыдущих, нашли свое отражение вкусы и склонности Павла. В первой из названных выше комнат находились мраморные бюсты Генриха IV и его министра Сюлли; оба бюста были исполнены Ф. Мартеном в 1774 году.

   Знаменную — комнату без окон, куда ставили при Павле знамена гатчинских войск, — украшал портрет принца Генриха Прусского, брата Фридриха II, кисти выдающегося немецкого портретиста XVIII века Антона Граффа.77

   Ряд картин был размещен на стенах смежной с Знаменной Туалетной Павла. Среди них наибольший интерес представляли вид Гатчинского дворца со стороны Белого озера кисти Семена Щедрина и «Охота на серну в Шантильи» работы Ж.-Б. Лепана, запечатлевшего наиболее интересный момент грандиозной охоты в Шантильи.78 Охота входила в программу трехдневных празднеств, которые дал принц Конде в честь «графа и графини Северных» — Павла Петровича и Марии Федоровны.

   Из Туалетной была видна темная винтовая лестница. Она вела из подвалов в верхние этажи дворца.

   В смежном с Туалетной Овальном кабинете сохранялся ряд личных вещей, находившихся в покоях Павла в Михайловском замке. Здесь стояла его походная кровать, хранилась его одежда, шпага и трость.79

   Из ряда картин западных мастеров, украшавших Овальный кабинет, выделялись пейзажи П. Вувермана и «Деревенская свадьба» Н. Ланкре, а также отличные тканые портреты Генриха IV и Сюлли, изготовленные на Парижской гобеленовой мануфактуре.80 Над кроватью Павла были развешаны характерные для XVIII века галантные сцены — иллюстрации к Лафонтену.

   Дверь из Овального кабинета вела в тесную пятиугольную Башенную комнату.81 Ее убранство сохранялось не менее тщательно.

   Комната имела необычный вид, напоминая кабинет антиквара. Книжные шкафы были заполнены редкими изданиями в сафьяновых переплетах; на книги навалены папки с планами и гравюрами. Среди книг можно было найти, в неожиданном соседстве, военные уставы и религиозные трактаты, книги по ботанике и истории. Истрепанная Библия лежала на аналое под финифтяным образом, как раз напротив стоявшей на бюро и отражавшейся в каминном зеркале бронзовой «Венеры» итальянской работы XVII века.

   Последняя из личных комнат Павла — полутемная с одним окном называлась Камердинерской. На ее стенах находились пейзажи Павловска и Гатчины, написанные Я. Меттенлейтером, позднее перенесенные в комнаты верхнего этажа.

   В личных комнатах Павла сохранялись кафельные печи, изготовленные в 1780—1790-х годах. Особенно эффектной была печь в Овальном кабинете, декорированная каннелированными коринфскими пилястрами и завершавшаяся скульптурной композицией из военных трофеев.

Yutex - Платный хостинг PHP.

Яндекс.Погода

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru