// //

Арсенальное каре

   Арсенальное каре также включало целый ряд музейных помещений. В бельэтаже находились парадные апартаменты, в нижнем этаже — личные комнаты Николая I и Александра II, а в антресольном этаже — комнаты Александра III. Все они сохраняли свою первоначальную отделку и обстановку и представляли значительный историко-бытовой интерес.

   В художественном отношении они уступали интерьерам парадных помещений дворца, расположенных в главном корпусе, но полностью отвечали запросам и требованиям своего времени — новым представлениям о комфорте и иным, чем ранее, эстетическим оценкам.

   Перестройка и внутренняя отделка Арсенального каре была наиболее ответственной и сложной из работ, осуществленных Р. И. Кузьминым. Он показал себя при этом не только талантливым мастером-строителем, но и художником, превосходно владеющим языком архитектурных форм готики и ренессанса.

   Так называемый Светлый переход, аналогичный переходу в Кухонный корпус, вел из Комнаты Ротари в Ротонду под гербом. Ротонду украшал бюст Николая I работы Витали, порфировая ваза, великолепные бронзовые канделябры, а также бронзовый фонарь, по времени исполнения относившийся к XVIII веку.

   Общий характер архитектурного оформления Ротонды, как и парадной мраморной лестницы и театра, был типичен для русской архитектуры середины XIX века, когда широко применялись декоративные мотивы и формы ренессанса. Театральный зал находился в Арсенальном каре и при Павле, но Кузьмин изменил его размеры и характер декоративного оформления.

   В Арсенальном каре наряду с помещениями, отделанными в формах ренессанса, были и помещения, оформленные в других стилях. Так, в готическом стиле была отделана Китайская галерея.

   Китайская комната существовала во дворце уже при Орлове.82 Стены ее были обшиты деревянными панно с фигурами из раскрашенной слоновой кости. Здесь хранилась коллекция китайских изделий, купленная Орловым у наследников сподвижника Петра I — Видима Брюса.

   Убранство Китайской галереи в Арсенальном каре гармонировало с ее архитектурным оформлением. Пучки тонких готических колонн с их причудливыми капителями, ажурные готические арки удачно сочетались с многообразными по форме, размерам и краскам изделиями китайских мастеров.

   «Вступая в галерею, — писал выдающийся русский синолог, академик В. П. Васильев, — не только незнакомый будет поражен невиданным для него зрелищем, новыми формами, новыми цветами. Для него эффект несомненный, но и видавший уже подобные коллекции не может не быть поражен количеством вещей. Можно сказать с уверенностью, что такой коллекции нет не только в Европе, но и на самом Востоке».83

   Основную часть гатчинской коллекции составляли изделия китайского фарфора — вазы, флаконы, фляжки, блюда, тарелки, чашки, стаканы, статуи, театральные группы.

   Наряду с китайскими изделиями, в галерее хранились и предметы японского прикладного искусства.

   Расположенный за Китайской галереей узкий коридор использовался для размещения коллекции портретов государственных деятелей западноевропейских стран XVII и XVIII веков. Эти портреты были перенесены сюда из Кекерекексинского (Чесменского) дворца Екатерины II на Царскосельской дороге (ныне Московский проспект). По коридору можно было пройти на так называемую Медвежью лестницу. Помещение лестницы также использовалось для размещения портретов. Особый интерес представляли здесь исполненные в конце 1760-х годов портреты Григория Орлова и его брата Алексея работы известного датского портретиста XVIII века В. Эриксена. Портретами были увешаны и стены коридора, идущего от Медвежьей лестницы до Мраморной. Среди них были портреты приближенных Павла — А. А. Аракчеева, П. X. Обольянинова, И. П. Кутайсова, Г. Г. Кушелева и других, а также двадцать портретов кавалеров ордена Владимира, исполненных Д. Левицким.

   По Мраморной лестнице можно было спуститься в нижний этаж, в личные комнаты Николая I. Среди помещений нижнего этажа выделялся так называемый Арсенальный зал, служивший обеденным залом. Недалеко от него, в подвале, находилась большая кухня. В Арсенальном зале были размещены многочисленные трофеи царских охот. Позднее его украсили акварелями М. А. Зичи, изображавшими Александра II и его приближенных на охоте в лесах и окрестностях Гатчины.

   В личных комнатах Николая I, за Арсенальным залом, обстановка носила отпечаток его вкусов. Мебель здесь была красного дерева, строгих форм с простыми кожаными сиденьями. Пристрастие императора к парадам и воинской муштре находило свое отражение в изображениях воинских форм русских войск со времени Петра I и до николаевского времени, которыми были увешаны стены одной из комнат.

   Иной характер — типичный для художественных вкусов 1830-1840-х годов — носило убранство помещений на половине императрицы Александры Федоровны. Стены помещений здесь были обиты цветными тканями, а лепное убранство потолков выполнено в стиле рококо. Как обычно, большое место в убранстве помещений отводилось картинам — портретам и пейзажам.Сильное впечатление законченностью и цельностью своего архитектурного оформления производила Готическая галерея. В окна галереи были вставлены цветные стекла, создававшие иллюзию средневековых витражей. Помещение галереи перекрывали стрельчатые готические своды. Галерею украшали портреты вельмож XVIII века.

   Комнаты Александра II по своей обстановке отражали следующий этап в искусстве оформления интерьера в России. К 1850—1870-м годам изменились формы мебели, осветительных приборов и других предметов обстановки. Многие из них приобретались за границей, другие делались в России по заграничным, модным образцам. Коронованные владельцы дворца разделяли характерное для европейской буржуазии, не имевшей отчетливо выраженных художественных вкусов, стремление к комфорту и мещанскому уюту.

   В меблировке этой группы дворцовых помещений большое место занимала мягкая мебель — диваны, кушетки, мягкие кресла изогнутых очертаний, обитые бархатом, цветным ситцем и другими тканями. Заметную роль в убранстве играли фотографии, вытеснившие портретные холсты. В некоторых помещениях они почти сплошь закрывали стены. Наибольшее распространение в эти годы получила мебель работы петербургских фабрикантов Тура и Гамбса, следовавших в своих изделиях за европейской модой.

   Среди помещений Арсенального каре, которые занимали Александр II и его жена, выделялись кабинет императора (угловая комната), столовая, очень скромная по отделке, и приемная, откуда можно было выйти на Медвежью лестницу.Личные помещения Александра III находились в низком сводчатом антресольном этаже и были обращены окнами частью в Собственный сад, частью в Голландский. В комнаты можно было пройти или по двум винтовым лестницам из комнат Николая I в нижнем этаже, или по коридору, идущему от Мраморной лестницы.

   «Комнаты, которые занимал Александр III, маленькие, с душными потолками, — писал о них А. В. Луначарский, — казалось бы, огромная фигура деспота должна была чувствовать себя совсем неуютно в этих клетушках.

   Но ничего подобного! Видимо, он, на манер собственного своего православного купечества, любил жару, духоту и тесноту. Вся обстановка до невозможности безвкусна, случайна: где попало купленная мебель, множество фотографий, предвещающее уже тот фотографический поток, который зальет Мельцеровские комнаты его сына».84

   Художественного значения интерьеры этих комнат не имели, но они представляли определенный историко-бытовой интерес и помогали понять психологию императора, укрывшегося после смерти Александра II в 1881 году в Гатчинском дворце и неохотно посещавшего Петербург. Здесь, в «Гатчинском затворе», Александр III чувствовал себя в большей безопасности.Картины в его личных комнатах были в большинстве невысокого качества. Исключением являлись произведения таких художников, как В. Д. Поленов, А. П. Боголюбов, М. А. Зичи, которым Александр III оказывал особое покровительство.

   Несколько иной характер носили приемные комнаты Александра III, располагавшиеся вдоль Китайской галереи — окнами на Голландский сад.

   Здесь было много предметов мебели XVIII века, в том числе вышедших из мастерской Давида Рентгена. Повсюду видна была бронза лучших французских мастеров — часы, канделябры, вазы. Все это прибыло сюда из запасных дворцов — Таврического и других — и из петербургских дворцовых складов еще в середине XIX века.

   Внутренняя отделка парадных помещений Большого Гатчинского дворца уничтожена пожаром в январе 1944 года. Но опыт уже осуществленных реставрационных работ в Петродворце, Пушкине и в особенности в Павловске убеждает в возможности ее воссоздания.

   Работы по реставрации интерьеров Большого дворца планируются Государственной инспекцией по охране памятников Ленинграда. Их осуществление возможно лишь при тщательном изучении сохранившихся исторических материалов. Лишь наличие полной ясности, не только в общих, принципиальных положениях, но и во всех частностях истории строительства и формирования внутренней отделки и убранства дворца, может обеспечить успех восстановительных работ.

Yutex - Платный хостинг PHP.

Яндекс.Погода

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru