// //

Мраморная столовая

   Группу парадных помещений в бельэтаже главного корпуса дворца, обращенных окнами в сторону парка, открывала Мраморная столовая.

   Одно из эффектнейших помещений дворца, столовая создана на месте двух комнат старого Орловского дворца. Для этого была разобрана разделявшая их капитальная стена.

   Не все ясно в истории создания этого помещения. В опубликованном в 1797 году Б. Кампенгаузеном описании Гатчинского дворца упоминается «новый мраморный зал с колоннадою из итальянского мрамора».68 Работами по его созданию руководил Бренна, но мы здесь сталкиваемся с вопросом, остающимся неясным, — о возможности участия в них престарелого В. И. Баженова. Сопоставление Мраморной столовой Гатчинского дворца с интерьерами Кремлевского дворца, известными нам по сохранившейся деревянной модели, исполненной под наблюдением В. И. Баженова, говорит о далеко идущем и, по-видимому, не случайном сходстве.

   Как и в модели Кремлевского дворца, в Мраморной столовой применен коринфский ордер, колонны каннелированы и поставлены на невысокие пьедесталы. Поверхность вертикальных граней пьедесталов гладкая, ничем не обработанная. Характерна и очень небольшая высота квадратных плинтов под базами, и то, что плинты очень незначительно отступают от внешних граней пьедесталов. Отсутствуют в модели Кремлевского дворца лишь полувалики в каннелюрах, имеющиеся на колоннах Мраморной столовой.

   В потолок Мраморной столовой были вделаны два живописных плафона. Один из них — «Аполлон и музы» был исполнен русским мастером Гаврилою Лоховым, получившим звание художника в Академии художеств в 1786 году. Другой — «Вакх и Ариадна» принадлежал кисти неизвестного итальянского мастера XVIII века.

   Превосходные по рисунку двери наборной работы с лепными сандриками и скульптурными панно над ними, декоративная лепка на стенах зала, камин белого мрамора, украшенный бронзовым барельефом с белым фарфоровым медальоном в центре — портретом Павла, — придавали интерьеру законченный и целостный облик.

   Часть зала, предназначенная для буфетной, отделялась балюстрадой с вазами и светильниками в виде ваз. Позади балюстрады, по продольной оси зала, стояла на высоком постаменте статуя Эрота, натягивающего лук, — копия античной скульптуры Лисиппа.

   Паркет Мраморной столовой отличался от паркетов Ринальди некоторой сухостью и геометризмом рисунка, но гармонировал с архитектурой зала, с ее строгими классическими формами.

Yutex - Платный хостинг PHP.

Яндекс.Погода

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru