// //

Смоленские.ворота.

   За Круглой ригой, недалеко от линии железной дороги, стоят Смоленские ворота. Они были названы так в 1830-х годах, когда Большая Порховская дорога стала именоваться Смоленской дорогой. Позднее дорогу переименовали в Двинскую, или Динабургское шоссе, а ворота — в Двинские. Это название не привилось, ворота сохранили до нашего времени наименование — Смоленские.

   В конце 1820-х годов в Петербурге были предприняты большие работы по реконструкции территории, прилегающей к Михайловскому замку. При этом было сломано трое ворот с коваными железными створами, великолепными по рисунку и мастерскому исполнению. Их описал автор воспоминаний о Петербурге времени Павла I — Август Коцебу: «Восемь дорических колонн из красноватого туземного мрамора поддерживают трофеи. Трое решетчатых ворот открываются между четырьмя гранитными столбами. Вензель императора в кресте св. Иоанна Иерусалимского, орлы, венки, гирлянды из вызолоченной бронзы украшают ворота и решетки».207

   По распоряжению Николая I в апреле 1830 года одни ворота были отправлены в Гатчину, другие назначены к отсылке в Варшаву, а третьи сданы на хранение на склад, но затем, в сентябре того же года, также перевезены в Гатчину.208

   Сооружение ворот в Гатчине было поручено архитектору В. А. Глинке. Он использовал не только металлические створы ворот, но и оставшийся от сломанных ворот гранит и четыре мраморные колонны «с украшениями». Начатые в 1831 году работы по постройке ворот были закончены в 1832 году.

   По сторонам дороги, при въезде в Гатчину с юга, высятся массивные пилоны Смоленских ворот, декорированные мраморными колоннами с ионическими бронзовыми капителями и базами. Пилоны увенчивали военные арматуры — трофеи, выбитые из листовой меди на С.-Петербургском Александровском чугунолитейном заводе.209 Над створами ворот проходил ажурный металлический фриз, скомпонованный из завитков растительного орнамента и вычеканенных из металла двуглавого орла в венке, пальмовых листьев и ветвей дуба.

   В 1889 году обветшавшие ворота разобрали и отстроили заново. Их первоначальная композиция сохранилась, однако некоторые детали ворот получили новую трактовку. Так, был изменен рисунок капителей колонн. Мраморные колонны ворот, имевшие повреждения, были заменены новыми из цельных кусков серого мрамора, вытесанными в скульптурной мастерской известного в конце XIX века в Петербурге мастера Грациозо Ботта. Там же был изготовлен гранитный цоколь для решетки и столбы для металлических створов ворот. Для пилонов использовалась местная черницкая плита.210 Сохранившиеся пилоны ворот реставрировались в послевоенные годы. Арматуры, похищенные фашистскими захватчиками, изготовлены заново.

Yutex - Платный хостинг PHP.

Яндекс.Погода

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru