Сиротский институт.

   На проспекте 25-го Октября, у границы Дворцового парка, расположено монументальное трехэтажное здание, построенное в 1824—1828 годах для гатчинского Сиротского института.

   Его фасады решены в характерных для русского классицизма первой трети XIX века лаконичных и строгих формах.

   Сиротский институт имел предшественника — Сиропитательный дом, или, как его называли официально, Гатчинский сельский воспитательным дом. Сиропитательный дом размещался в сохранившемся доныне от Орловского времени обширном одноэтажном каменном служебном корпусе на хозяйственном дворе старой мызы, близ Ботанического сада. В плане он образовывал правильный четырехугольник с четырьмя двухэтажными башнями по углам.

   Однако старое здание оказалось недостаточно вместительным, и в 1802 году его надстроили двумя этажами. Разработка проектов новой перестройки и расширения этого здания с целью его приспособления для нужд Сиропитателыого дома была поручена двум крупнейшим зодчим начала XIX века — А. Н. Воронихину и А. Д. Захарову.

   Исполненные ими проекты были задуманы с большим размахом и выполнены в чертежах с профессиональным блеском, но их осуществление потребовало бы значительных затрат. И тот и другой проекты остались нереализованными.219

  Во второй половине XIX века старое здание Сиропитательного дома в результате перестроек утратило те черты, которые позволяли видеть в нем памятник глубокого прошлого Гатчины.

   Проект здания Сиротского института на новом месте разработал архитектор Д. И. Квадри. Облицованное местным известняком, это сооружение характерно для Гатчины и играет заметную роль в застройке проспекта.

   Наряду со зданиями, относящимися к концу XVIII — первой трети XIX века, на территории Гатчины расположены и некоторые сооружения, построенные в более позднее время, но играющие заметную роль в архитектуре города.

   Таков, например, Съезжий дом с его высокой каланчой, интересный по силуэту, лаконичный по формам и крайне скупо декорированный. Он построен в 1852—1855 годах. При разработке проекта были использованы так называемые нормальные, или образцовые проекты присутственных мест в уездных городах империи. Во внешнем облике здания нашел свое отражение характерный для русской архитектуры 1840—1850-х годов отход от канонов русского классицизма начала века.

   В 1845 году на продолжении второй по своему значению улицы Гатчины, в прошлом Соборной, ныне Советской, начинающейся у проспекта 25-го Октября, была распланирована круглая площадь и на ней в 1846—1852 годах воздвигнут городской собор.

   Проект собора разработал и осуществил архитектор Р. И. Кузьмин, перестраивавший тогда же Арсенальное и Кухонное каре Большого дворца.

   В 1840—1850-х годах в русском церковном зодчестве были предприняты попытки возрождения композиционных приемов и использования архитектурных форм, культивировавшихся в древнерусском зодчестве. Это нашло отражение и в архитектуре Гатчинского собора. Монументальное здание увенчано традиционным пятиглавием. Центральной главе на широком барабане и четырем малым главам приданы луковичные очертания. Стены собора внутри декорированы коринфскими колоннами. Резной из греческого кипариса иконостас исполнен по рисунку археолога и художника Ф. Г. Солнцева. Образа для иконостаса и стенные росписи принадлежат кисти художников Ф. А. Бруни, П. М. Шамшева, М. И. Скотти, Ф. С. Завьялова, В. А. Серебрякова и других.220

   Кроме описанных выше зданий, имеющих художественную ценность, на территории Гатчины сохранились жилые дома, особняки и другие сооружения, интересные с самых различных точек зрения — исторической, художественной, историко-культурной и социально-бытовой. Среди них особенно ценны в историко-художественном отношении деревянные жилые дома, строившиеся на протяжении всего XIX столетия.

   В результате интенсивного строительства в наших городах деревянные жилые дома исчезают повсеместно. По мере того как они становятся все более редкими, возрастает их значение. Мы видим в них памятники русского строительного искусства своего времени, народного быта и исторического прошлого наших городов.

   Как на один из примеров деревянных жилых домов, принадлежащих к числу лучших сохранившихся до нашего времени образцов архитектуры русского «деревянного классицизма», можно указать на дом № 8 на Советской улице. Расположенный в самом центре города, он привлекает внимание совершенством своих пропорций, мощным фронтоном, спокойной гладью стен.

   Дерево с древнейших времен было основным строительным материалом в России. Навыки работы с деревом культивировались русскими строителями на протяжении столетий и передавались из поколения в поколение. Они продолжали жить и в конце минувшего столетия, не исчезли и в наше время.

   Материал — дерево —диктовал размеры зданий, композиционные приемы, характер декоративного оформления фасадов. Многие жилые дома, построенные как в первой, так и во второй половине минувшего столетия на территории Гатчины, заслуживают пристального внимания, углубленного изучения, тщательной реставрации и сохранения для будущих поколений.

   Это может быть сказано и о городе в целом. Он представляется нам ныне одним из ценных памятников русской градостроительной культуры XVIII-XIX столетий.

   Мы осветили процесс зарождения и развития Гатчинского дворцово-паркового ансамбля. Целый ряд имен возник перед нами, по мере того как мы знакомились с историей возникновения дворцов и парков Гатчины и их дальнейшей судьбой. Перед вашим мысленным взором встали люди — зодчие, садовые мастера, скульпторы, живописцы-декора­торы, мастера каменотесных работ и других профессий, которые вложили в создание ансамбля свой труд, отдали ему свои силы, свой талант. Некоторые из них завоевали широкую известность, другие остались в тени, и их имена забыты.

   И тем и другим мы обязаны существованием драгоценных произведений русского искусства, говорящих о высокой творческой одаренности нашего народа.

   Дворец, парки и город — живые свидетельства исторического прошлого нашей страны.

Yutex - Платный хостинг PHP.

Яндекс.Погода

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru